01.03.2021
20.09,2020г.
ü психосоматические, респираторные или желудочные проявления, не связанные с инфекцией
ü сниженный аппетит или его отсутствие (ребенок не желает пробовать незнакомые блюда)
ü регрессия психологических умений (ребенок, прежде говорящий, умеющий одеваться, использовать столовые приборы, ходить в туалет, «теряет» подобные навыки)
ü страхи, агрессия или апатия (деятельностный ребенок внезапно снижает активность, а прежде спокойный выказывает агрессивность)
ü снижение познавательного интереса (ребенок не интересуется новыми игрушками и ровесниками)
ü могут возобновиться ночные пробуждения (ребенок просыпается со слезками и отказывается засыпать) и даже энурез
Ребенок может начать бояться отпускать от себя маму, а разлучения воспринимать очень эмоционально, говорить: "Мамочка (папочка), ты никогда не придешь, мне без тебя плохо!".
С одной стороны «не обращать внимания» на столь яркое поведение нереально, с другой, если относиться ко всему арсеналу «адаптации» слишком внимательно и тревожно, то такое поведение может закрепиться, и ребенок в сад не пойдет. Более того… это один из простых законов детского поведения: удачные стратегии закрепляются.Если какое-либо поведение ребенка приносит желаемый результат, то оно будет повторяться.Например, если ребенок с утра сказал: "Мама, у меня горлышко болит", а мама, не проверив состояния, с облегчением в сад не повела, с высокой вероятностью такая жалоба у ребенка станет ежеутренней. Нужно внимательно, но очень аккуратно реагировать на все жалобы и "заявки", чтобы не пропустить реальные и отбросить фантастические.
Наиболее стратегически правильный вариант родительского поведения – это внимательно выслушать, применив все приемы активного слушания и сказать: «Я понимаю, как тебе сложно. Многим детям, которым 3-4 года не хочется с утра идти в детский сад, и им кажется, что у них что-то болит. Но…», (а дальше должен идти стройный список доводов, почему в детский сад нельзя не пойти). Отношение к реальным заболеваниям — простудам и ОРВИ — должно быть максимально позитивное: болеет сейчас — значит, укрепляет иммунитет и не будет болеть в школе. Важно: все свои тревоги по поводу здоровья ребенка обсуждайте только приватно, когда он Вас точно не слышит.
Вы можете придумать сказку о том, как мишка пошел в детский сад, как ему там понравилось (сначала было неуютно и немного страшно, но потом он подружился с детьми и воспитателем). Ключевым моментом в сказке является возвращение мамы мишки за ним в детский сад (не заканчивайте сказку, пока не настанет этот момент).
Ребенку гораздо проще пойти в сад, если время его утреннего пробуждения и укладывания на дневной сон совпадает с садовским режимом. Если же ритм жизни вашей семьи значительно отличается, старайтесь менять его за 1,5-2 месяца до начала хождения в сад. Сложнее всего привыкнуть к саду тем деткам, которые не спят днем. Одно только несовпадение режимов может стать серьезным источником стресса и затруднить адаптацию.
Обязательно скажите ребенку при расставании, что Вы придете за ним, и обозначьте время своего прихода (можно придумать ритуал утреннего прощания), после чего уверенно уходите.
Если Ваш ребенок с первых дней пребывания в детском саду идет в группу с большим энтузиазмом и без слез,маму отпускает легко и даже остается спать, то Вам может показаться, что адаптация у ребенка закончилась. Особенно не обольщайтесь, так как, скорее всего, скоро наступит «откат».Через неделю он может вам сказать: "В детский сад больше не пойду, я там уже был". Можно даже настраиваться на то, что когда ребенок изучит все новые игрушки и занятия, поймет, как и что в саду устроено, ему станет скучно. Вам потребуется много разговоров о том, что есть такое слово «надо», о том, что мы едим ведь не только сладости и другие вкусные вещи, а мы должны есть и полезные продукты, чтобы расти. И в детский сад тоже ходят, чтобы становиться старше. Можно также помочь ребенку открыть что-то для него интересное в саду. Помогают "популяризаторские меры" — принести из дома настольную игру или раскраски. Подарить детям в группе небольшие подарочки или раздать разрешенное угощение.
Феномен отложенного сопротивления пройдет так же, как проходят и другие явления адаптации.
Часто в первый год посещения сада ребенок почти не играет с другими детьми, а лишь наблюдает за их игрой. Если Вы замечаете, или Вам воспитатель рассказывает, что ребенок в игры других детей не включается, не стоит особенно расстраиваться. Наблюдение за игрой других детей – один из этапов социализации. Наблюдая, Ваш малыш накапливает знания о способах поведения, о том, что в какой ситуации сказать или сделать. Позже количество перейдет в качество, ребенок выработает собственную линию поведения и у него появятся друзья. Есть дети, у которых друзья и подружки появляются после первых 2-3 дней в детском саду, но это скорее исключение, чем правило.