01.03.2021
2021г
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация - это не только процесс привыкания ребенка к дошкольному учреждению на первых порах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни.
Длительность периода адаптации зависит от многих причин:
- от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка;
- от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы;
- от состояния здоровья;
- от резкого контакта между обстановкой, в которой ребенок привык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении;
- от разницы в методах воспитания
Минимальный период адаптации или привыкания к детскому саду (как и к любому большому изменению в жизни) составляет 6 недель.
Это время, когда почти каждый ребенок чувствует себя выбитым из колеи. Новые связи и привычки еще не налажены, а старые, домашние модели поведения уже не работают, самая настоящая «революционная ситуация».
В это время возможны разные и неожиданные для родителей изменения поведения и состояния ребенка:
Упрямство(причины)
- перевозбуждение нервной системы ребенка сильными впечатлениями, переутомлением, переживанием
- стремление к самостоятельности и независимости, неумелые попытки проявить свою волю
- привычная форма поведения избалованного ребенка
- своеобразная форма протеста против грубого и необоснованного подавления взрослыми его самостоятельности и инициативы
Грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым(причины)
- отсутствие уважения взрослых к ребенку
- реакция на несправедливое, грубое обвинение ребенка во лжи, лени, в неблаговидном поступке
- недостаточное развитие воли, неумение владеть собой
- утомление от однообразной деятельности
Лживость(причины)
- болезнь, страх наказания
- желание привлечь к себе внимание, хвастливость
Лень(причины)
- неразумная воспитательная тактика родителей, стремление уберечь ребенка от лишнего трудового усилия(бывает также, что у родителей нет терпения подождать, пока ребенок выполнит их просьбу, и они все делают за него)
Сам малыш не понимает, что с ним происходит (в 3 года рефлексия отсутствует). Ребенку плохо, трудно, скучно без мамы. И задача родителей – объяснить сыну или дочке, что привыкнуть к саду непросто, что это целая работа – привыкнуть.
Родителям полезно осознать, что почти любые поведенческие проявления в этот период нормальны: ребенок переходит на новый этап развития, и дается это непросто.
Безусловно, в проведении любого процесса главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса